|
История ювелирного искусства кыргызов
Художественная обработка металла - один из древнейших видов народного искусства кыргызов. Особенно популярны в народе изделия из серебра, белого металла. Слово "ак" в кыргызском языке означает не только "белый". "Ак" - это истина, эстетический идеал, божество. Изначальное обладание серебром для кыргыза было как бы прикосновением к чему-то священному, завещанному предками. И лишь позже оно стало украшением, но еще долгое время серебро служило оберегом от злых сил, в то же время привлекая людей воплощенной в металле красотой. И по сей день в декоре кыргызских серебряных изделий звучат языческие символы неба, земли и воды, разнообразные солярные, космогонические знаки и исполненные магического смысла мотивы животного и растительного мира. Художественная обработка металла являлась чисто мужским ремеслом, но известны и женщины-зергеры (ювелиры). Кыргызские ювелиры использовали различные виды обработки металла: насечку по серебру и железу, штамповку, чеканку, ажурную просечную резьбу, зернь, эмали. Ювелиры украшали конскую сбрую, мужские кожаные пояса (кемер), создавали серебряные женские украшения, являвшиеся обязательной принадлежностью национального костюма. В зависимости от возраста и социального положения, женщины носили разные украшения. Ювелирные изделия имели различное назначение. Количественный набор ювелирных изделий зависел от богатства семьи. Особенно много украшений носили девушки и молодые женщины. В кыргызском ювелирном искусстве много головных и накосных украшений. Подвески к косам (чач уштук) - любимое накосное украшение. Большинство из них состоит из прямоугольной или треугольной основной черненой серебряной пластины, украшенной гравированным растительным или геометрическим узором. К ней прикрепляются низки кораллов, перехваченных одной или двумя поперечными серебряными пластинами. На концах подвесок крепились круглые узорные бляшки, среди которых встречались и серебряные монеты. Интересны и своеобразны височно-нагрудные украшения (сойко, джель-бюрооч), надевавшиеся в торжественных случаях. Украшение состоит из двух крупных конусов с крючками, обвитых серебряной проволокой и соединенных цепочкой с мелкими листовидными пластинами. На груди цепочки обычно соединяются амулетницей треугольной или прямоугольной формы, украшенной узорами и полудрагоценными камнями. Серебряные перстни и кольца (шакек) просты по форме, часто имеют овальную или ромбовидную пластинку по центру. Браслеты (билерик) чаще всего несомкнутые - витые или плоские, украшаются графичным узором. Большим разнообразием форм отличаются пуговицы (топчу), служившие обычно и застежкой, и украшением одежды. Декоративно-прикладное искусство кыргызов продолжает жить и в наши дни, активно развивается в русле лучших национальных традиций.
SAPE: CLX: SetLinks:
|
|
Авторские права © ОПАЛ 2003-2009 Все права защищены Сеть "Ювелирный Кыргызстан" запущена 17 июня 2003 г.
|
|