Портал |
|
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü
|
Интересное |
|
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü
ü
|
|
Ювелирные новости Кыргызстана<< Назад к списку новотей Кыргызская амазонка: путь лучницы Аиды Акматовой от цирка до рекордов Европы Аида Акматова - удивительный пример воплощения кыргызской воительницы и живого наследия кочевой культуры. Ее арсенал не может не восхищать: мастерство в конной и традиционной стрельбе из лука, две собственные команды, внесение в Книгу рекордов Европы, серебро Всемирных игр кочевников и звание мастера спорта Кыргызстана.
В интервью 24.kg девушка рассказала о своем детстве в цирке, о том, как она заново училась ходить после падения с высоты и как прокладывает путь для молодых девушек, которым под силу стать достойными наследницами древнего мастерства.
- Расскажите о себе: откуда вы, где вы родились?
- Я сама кыргызка по национальности. Родилась в России, в Архангельской области в семье циркачей. Всю жизнь занимаюсь цирковым искусством и спортом. На данное время являюсь мастером спорта КР, рекордсменкой Книги рекордов Европы, обладателем многих призов многих международных фестивалей и конкурсов.
- Расскажите, как вы пришли в стрельбу из лука? Почему именно этот вид спорта?
- Я занимаюсь двумя видами стрельбы из лука: стрельба ногами и конная стрельба. Если брать именно показательные игры и стрельбу ногами, то родители тренировали меня с самого детства. Вместе мы выступали в цирке. В конную стрельбу я пришла в 2017 году после знакомства с главой Федерации "Салбуурун" Алмазбеком Акуновым.
- Сколько лет вы уже занимаетесь стрельбой?
- В 13 лет родители начали обучать меня стрельбе ногами. Но они не лучники, а гимнасты. Папа окончил Московское цирковое училище, а мама - мастер спорта по спортивной гимнастике.
- Как ваши родители-гимнасты смогли вас обучить стрельбе из лука, если они сами не умели?
- Годы тренировок. Это все навыки. Прежде чем я научилась стрелять, я испытала, наверное, сотню луков. Некоторые луки были тяжелые, некоторые с жесткой тетивой и обдирали пальцы до крови. У меня были кровавые мозоли, мои ноги испытали многое. Мой отец - мастер на все руки, мои луки, а также луки моих учениц изготавливает он. У него своя технология. Сейчас моим ученикам легче, они пришли на "готовый лук".
- Как прошло ваше детство?
В цирке я начала выступать в возрасте 5 лет. Это были сольные и групповые номера. С 5 утра я занималась с родителями, с 7 до 9 у нас была хореография, с 9 до 13.00 - общая цирковая школа. После обеда у меня начиналась учеба. Приходя после школы, у меня была подкачка, к 10 часам я заканчивала уроки и ложилась спать. Практически каждый день был как день сурка. Но воскресенье - был мой день, куда бы я ни захотела, родители везде меня водили и давали отдохнуть.
Мое детство было сложным, но интересным. Я повидала много стран. Мы много и часто гастролировали, но тем не менее я усердно училась. Родители всегда говорили, что учеба должна быть на первом месте. Цирк не может оставаться в моей жизни навсегда, так как есть возрастные категории и мы не можем постоянно летать и выполнять определенные трюки. В Кыргызстане я получила два высших образования - в сфере юриспруденции и социально-культурного менеджмента, а также дополнительное педагогическое образование.
- Ваши одноклассники знали это, что вы приходите в школу после циркового училища?
- Да, знали. Я часто их приглашала. Однажды даже пригласила весь свой класс - 40 человек - вместе с директором и с учителями.
- Расскажите, какие были самые запоминающиеся моменты в вашей карьере?
Когда мы работали в Европе в 2001 году, в Чехии к нам пришли представители Книги рекордов Европы и предложили занести мой трюк с ногами в книгу рекордов. Это было неожиданно. Мне хотелось и плакать, и смеяться. Я не могла поверить, что такое возможно.
- Ваша самая главная победа?
- У меня был момент, когда мы работали в немецком цирке, и в 2007 я упала с высоты. У меня было полное раздробление левой пятки, проблемы с позвонками, открытый перелом руки, я перенесла четыре сложные операции. Но я не ушла в депрессию, а наоборот, собралась и начала себе внушать, что я встану, что у меня все получится. После этой травмы я стала с большим акцентом заниматься спортом, пришла в конную стрельбу и начала заниматься каскадерским искусством.
- А вот что двигает циркачами, когда они делают очень опасные трюки?
- Мы живем творчеством, искусством, вдохновляемся этим. Бывают моменты, когда болит тело или поднимается температура, но как говорится Show must go on, и мы выходим. Как только занавес открывается - как будто рукой снимает это все. Каждый наш шаг, будь то тренировка или выступление - это большой риск. Нам нужно каждый день работать над собой. Это не обычные тренировки через день или в неделю три раза, а это ежедневная работа над собой.
- Есть ли сложности в данном виде спорта - конной стрельбе?
- Да, в Бишкеке у нас нет своей конюшни, своих лошадей. В этом плане нам сложно. Мы арендуем лошадей, иногда приезжаем к знакомым и берем у них. В Кыргызстане немного потребительское отношение к животным. Я, например, не совсем одобряю такое отношение, так как животные все чувствуют. Особенно лошади. Они очень умные животные, все чувствуют, видят, слышат и понимают. Прежде чем начать тренировку, мы сначала наводим некий коннект: чистим, запрягаем лошадь, чтобы она чувствовала нас, а мы - ее.
- Как вы справляетесь с напряжением?
- Иногда по утрам или перед сном я медитирую. Для тренировок и соревнований терпение стоит на первом месте. Мы должны быть терпеливыми и добиваться тех целей, которые ставим перед собой. Наверное, было бы хорошо, чтобы каждый человек мог внутренне прокачивать себя. Физически прокачать себя мы можем себя очень быстро, но внутренне и духовно - это сложно.
Внутри я себя ассоциирую с героиней Мулан. Во мне дух настоящего воина. Иногда мне кажется, что я родилась не в то время.
Аида Акматова - У вас бывают промахи? Как вы к ним относитесь?
- Конечно, бывают. Вначале, когда была чуть помоложе, я очень болезненно относилась к поражениям, к промахам. У меня внутри все переворачивалось, как будто на этом свет закончился. Потом постепенно научилась себя контролировать. Каждый проигрыш - это шаг к следующей победе.
Бывают и падения, и взлеты - и это тоже нужно научиться принимать правильно, достойно и честно.
Аида Акматова Я раньше всегда думала о победе, и у меня было сильное напряжение. После соревнований я очень часто болела, бывало, два дня с температурой лежала. Сейчас я выхожу на поле с целью получить удовольствие - просто показать все, на что я способна.
- Как, по-вашему, развивается стрельба из лука в Кыргызстане?
- Раньше президент Федерации "Салбуурун" Алмаз Акунов продавал свой скот и на эти деньги проводил соревнования. У нас не было призового фонда, только медали и грамоты. Он поднял нашу федерацию, и мы его очень уважаем. Сегодня у нас есть помощь со стороны государства. Теперь в календарный план вносят определенные даты, когда проходят соревнования, и выделяется определенная сумма.
Недавно наш спортсмен среди 250 участников взял первое место на соревнованиях в Турции. В женской категории тоже были хорошие результаты: третье место привезла Асель Садырова. Если человеку создать все условия, то я более чем уверена, что Кыргызстан не отдаст золото никому. Потому что, даже не имея условий, мы показываем отличные результаты.
Мы не стреляем в животных - у нас мишени. Соревнования обычно проходят в горах, на Иссык-Куле и занимают целый день. Мы как настоящие кочевники - весь день под открытым небом.
Аида Акматова Я являюсь координатором конной стрельбы в КР. В прошлом году мы ездили на чемпионат Азии и вынесли конную стрельбу Кыргызстана в Азиатскую международную ассоциацию конных лучников. В этом году Федерация "Салбуурун" присоединилась к Всемирной конной ассоциации.
- Вы или ваши ученики выступают в цирке?
- Сейчас мы не работаем в государственной цирковой структуре, ушли в частный порядок, потому что наша идеология не совпадает с нынешним руководством. Мы сотрудничаем с госпроектами: недавно в спектакле "Раймалы и Бегимай" участвовали мои ученики.
- Тяжело обучать детей, подростков стрельбе из лука?
- Да, очень тяжело. У каждого свой характер, особенно у детей. Нужно по-другому. Я читаю много детской психологии, потому что тренер должен уметь находить подход к каждому. Особенно если дети маленькие - надо в игровой форме, где-то мягче, где-то строже.
- Вы представляете кого-нибудь на месте мишени?
- Нет, у меня нет врагов. Я не представляю ни людей, ни животных - мне их жалко. Я очень доброжелательный человек.
- Вас когда-нибудь спрашивали, умеете ли вы стрелять в яблоко на голове, как Робин Гуд?
- Да, спрашивали. Я сама не пробовала, но всегда отвечаю: давайте попробуем. (смеется)
Источник: 24.kg
|
|